(продолжение, начало: «Эвенки Часть 1») Обычай, то есть нимат сохранился до XX века, который обязывал охотника отдавать сородичам часть добычи. Свою родословную знал каждый... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

Довольно много крещеных татар поселилось на  побережье рек Сюн и Ик, между городами Мензелинском и Уфой в начале XVIII века. В то время их просто называли  «новокрещеные». Но, Рычков П.И. писал, что в отличие сегодняшних новокрещеных, их приличнее было называть старокрещеными. Вероятнее всего, что некоторые из них были крещены из язычников, а не из мусульман. Крещеные татары, как правило, называют себя «кряшен».

Среди нагайбаков бытовало предание, что при  Иване Грозном их предки приняли крещение. Но, в преданиях довольно часто приводятся неверные сведения, поэтому сложно сказать, с какого периода они жили по рекам Сюн и Ик. В судьбе кряшен произошли резкие изменения из-за того, что они не поддержали восставших во время восстания 1735-1737 годов. Для понимания дальнейших событий, касающихся истории  нагайбаков, нужно постараться  немного отвлечься, и обсудить ситуацию в целом.

Оренбургская экспедиция была создана для изучения потенциальной пользы для России стран Востока – Ближнего Востока и Средней Азии, и из-за ее действий поднялось восстание 1735-1737 годов. Планировали построить город Оренбург, как место будущих контактов с казахами и отправную точку деятельности. Однако, на Южном Урале резко  менялась атмосфера, что и привело к восстанию.

По мере того, как развивалась ситуация  становилось понятно, что у государства не хватает сил, чтобы контролировать территорию. Правительственные силы могли опираться только на немногие крепости или населенные пункты. Это стало понятно после того, как И.К.Кирилов из Уфы отправился к месту закладки Оренбурга (сегодня город Орск). Он обнаружил, что нет ни одного русского селения на всем пути, и не хватает служилых людей.

После этого начали воплощать программу, предложенную Татищевым еще в 1724 году. Начали возводить новые крепости, в основном, по дорогам, и в эти крепости расселять казаков, собранных из различных групп населения. Для этого формальным основанием стал указ императрицы Анны Иоанновны, изданный 11февраля 1736 года. В нем уфимские новокрещенные должны были служить в строящихся новых городках между Мензелинском и Уфой, в вершинах Ицких.

Первые церкви

Поэтому «новокрещеные», населявшие Сюн и Ик, стали казаками. В указе  упоминались крепости, но относительно их обошлись простыми средствами. Существовала только одна Нагайбакская крепость. Существовавшую деревню загородили деревянным укреплением, и с одной стороны к ней пристроили деревянную крепость, похожую на  Челябинскую. В самой крепости жили только воеводы, и может быть, офицеры, но,  в основном, в ней находились официальные учреждения и складские помещения.

В 1759-1761 годы в Нагайбакском поселении располагалось 120 дворов. В 1745 году была сооружена церковь, освященная во имя Живоначальной Троицы. Кроме Нагайбакской крепости было еще село Бакалы и 10 деревень, в которых жили казаки из крящен. В Найгайкском округе, в селениях, расположенных в ведении Нагайбакской крепости, проживало  всего  1359 казаков.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...