Существует множество легенд, как возник город Казань. Вот одна из них, предложенная татарским ученым Каюмом Насыры и опубликованная им в календаре за 1881 год. По легенде,... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

В 870 году на Сыр-Дарье  родился Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Термин «тархан» в его имени означает, что он произошел из семьи знатного тюркского военачальника. В истории своего региона бассейн Сыр-Дарьи имеет такое же значение как Нил для Египта, Ефрат и Тигр для Месопотамии. Позднее Фараб стал называться Отраром, его развалины располагаются на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области.

Современники описывают, что в  IX-X веках  он являлся крупным центром, важнейшим пограничным и узловым пунктом караванных дорог мировой торговли того периода, в котором соединялись кочевая степь и оседлое население. В 1218 году монголы разрушили город, и это событие вошло в историю, как «Отрарская катастрофа».  Отрар на карте культурного развития отмечен как город, в котором родилась целая плеяда выдающихся ученых, мыслителей, поэтов. Среди них  Асу Наср  аль-Фараби выделяется как величина мирового масштаба.

Великие историки науки и культуры отмечали уникальность и  величие личности Фараби. Перечень его интересов был разносторонний.  Очевидно, Фараби в молодые годы уехал из родного города и побывал почти во всех городах, связанных с арабским халифатом и исламом. Много лет он прожил в Багдаде, в политическом и культурном центре арабского халифата. В этом городе он изучал труды деятелей «Бет аль-хикма», переводчиков греческих авторов, начал контактировать с  известными учеными, и постепенно  среди них  занял место лидера благодаря силе мысли и нравственной высоте.

В Багдаде ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель.  Звание «второго» он получил потому, что «первым» был Аристотель. На самом деле,  их многое сближает: разносторонность и широта научных интересов, желание философски понять место и бытие человека в нем, близость к практической житейской мудрости народа, к «общепринятому мнению». Фараби был вынужден покинуть Багдад из-за неприязни и зависти. Он последние годы своей жизни провел в Алеппо и Дамаске под покровительством Сайф ад-Давля Хамдани. Но, несмотря на это, Фараби предпочитал жить вдали  от дворцовой суеты, получая скромное жалованье в четыре дирхема.

Фараби умер в Дамаске, когда ему было 80 лет. Его похоронили за так называемыми  Малыми воротами. Фараби был настоящим человеком мирового уровня, поскольку смог сблизить и синтезировать  ценнейшие достижении персидской, арабской, индийской, греческой и  собственной тюркской культуры в своем творчестве. В его знаменитой «Китаб аль-музык аль-кибар» («Большой книге музыки») отражены отзвуки тюркской культуры. Фараби был не просто ученым-гуманитарием, его можно назвать гением-реформатором науки, который попытался систематизировать свои знания в трактате «Слово о классификации наук». Он размышлял как реформатор педагогики, старающейся внести знания в народные массы, соединить просвещение с развитием человечности в людях.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...