В наших летописях кочевой народ тюркского происхождения называли то черными клобуками, то торками. Названия черные клобуки являлось родовым относительно берендеев... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

Татарское название шамаиль произошло от арабского слова, турецкое название джамалты от  ждам – «стекло», и алтында – «под». В Иране этот своеобразный  вид искусства назывался шамайэл.  Вначале шамаиль основывался на технике религиозной живописи на стекле, которая состояла из трех составляющих:

а) изображения – образа;

б) орнамента;

в)   каллиграфического письма.

Постепенно в этом искусстве появлялись и другие формы технического исполнения. К ним относились: вышивка на полотне (ляуха), печать, живопись на холсте и др. В своем произведении «Слово и образ в татарском шамаиле. От прошлого до настоящего» Рустем Шамсутов – известный исследователь данного искусства, кандидат искусствоведения отмечает, что впервые живопись на стекле появилась в Средневековой Индии и Византии. Затем из Византии живопись на стекле стала охватывать весь мусульманский и христианский мир. В XVIII веке этот вид искусства через Италию и Чехию возвратился на территорию Турции. В татарской среде в XIX веке большим спросом пользовались предметы турецкого импорта, и поэтому в татарской культуре начало широко развиваться искусство шамаиля, которое стало особым видом татарского искусства. В татарской христианской среде активно применялись различные способы национального самовыражения, в основном в богослужении,  и они были напрямую связаны с Христианством,  но в советский период их использование намного уменьшилось. В постсоветское время в татарском обществе начало расти национальное и религиозное самосознание, и связи с этим возросла актуальность использования шамаиля как способа национально-конфессионального самовыражения татар.

Многие православные татары произошли не из крященской среды, и поэтому не только на эту культурную традицию они опирались в вопросах национального самовыражения. Поскольку Православное Христианство не наносило вреда национальным культурам, а наоборот, способствовало их преображению, и избавлялось только от тех форм,  которые не воспринимались с христианской точки зрения, и при этом активно применяло положительные и нейтральные формы, и таким образом, служило мощнейшим толчком для качественного развития самих национальных культур.  Так, благодаря применению этого принципа, касающегося  татарского национального искусства,  появилось новое направление в искусстве – татарский христианский шамаиль.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...