К VI веку относятся наиболее ранние воспоминания о хазарах. В течение ста лет хазары принимали активное  участие в политической жизни  Тюркского каганата.  После краха... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

В древние времена бурная история Великой степи перемешивала ее этнические группы и народности. В самом центре этого государства с незапамятных времен сложились не очень многочисленные племена из разноплеменных элементов. Но, эти племена  были сильными и стойкими. Они называли себя «туба», в китайских источниках – «дубо», в востоковедческой терминологии – дуболлары, по Рашид-ад-дину – «урянхи».  Урянхайские племена постепенно теряли дееспособность и единство после разложения, ослабления и падения кочевой империи Чингис-Хана.

Становление народности

Межплеменные распри, длительная смешанная жизнь среди племен Джунгарии и Алдын-Ханов негативно  отразились на демографии тувинцев. В 1757 году исторической трагедий  стал захват этносов  Саяно-Алтая Маньчжурской  династией Китая, их сопротивление вызвало озлобленность врагов. В китайском источнике  сообщалось о том, что по приказу государя три корпуса войск  вступили  в Джунгарию  (олетские земли), и истребили около миллиона людей, не разбирая ни пола, ни возраста.

Пекин никогда не забывал историю воинственных кочевников, от Хунны до Чингис-Хана и урянхайца Хубилая. Поэтому после захвата Монголии и Саяно-Алтайского  нагорья, маньчжуры пытались проводить политику, ориентированную на подавление воинственных кочевников. В первую очередь относительно Урянхая проводили политику «разделяй и властвуй». Цинские власти поделили Урянхай на три части, между которыми поселили дорбетов. Урянхайцев, живущих в горах Алтая, называли «горно-алтайскими», живущих вокруг Алтай-Нор – «Алтай-норскими», живущих в горах Тану-Ола – «Танну-уряхайцами».

Несмотря на то, что маньчжурские правители административное  устройство Монголии и Урянхая создавали по военному принципу, но в действительности к началу ХХ века в Монголии не было своих войск. Монголия довольно легко отделилась от Китая после победы Синьхайской революции и падения власти маньчжуров. Но суверенитет Монголии не признала Кобдинская крепость. После этого монгольские власти попросили помощи у тувинского амбын-нойона О. Комбы-Доржи. В августе 1912 года крепость Кобдо была взята, и китайцев, оставшихся в живых, отправили в Китай через Сибирь. Поэтому урянхайцы это аллоэтноним тувинцев, а не экзоэтноним, как считают некоторые историки. В действительности большинство тувинцев,  особенно старая элита Урянхая, называли себя урянхайцами.

Мнение ученых Бурятии и Монголии

Многие современные монгольские и бурятские ученые утверждают,  во-первых,  что «восточные» урянхайцы имеют монгольское  происхождение, во-вторых,  относят их к более древнему этносу, и,  в-третьих,  отделяют их «западных», то есть тюрко-язычных енисейских  танну-урянхайцев. Также некоторые исследователи в отношении западных урянхайцев говорили, что этот этнонизм нельзя назвать самоназванием, а аналогично этнониму «татары», который якобы «случайно» навязан западным волжским татарам, можно назвать чуть ли не историческим недоразумением, которое этимологически никак не связано с древнейшим автохтонным населением Саяно-Алтая, например бассейна реки Енисей.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...