К VI веку относятся наиболее ранние воспоминания о хазарах. В течение ста лет хазары принимали активное  участие в политической жизни  Тюркского каганата.  После краха... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

Среди тюрко-язычных племен Казахстана в VI-VIII веках сохранялась устно-поэтическая традиция, зародившаяся в более ранней эпохе.  Детали древней поэтической традиции зафиксированы в доисламской литературе. В китайских летописях сохранились народные исторические предания и легенды, в сюжетах которых описываются древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение.

В орхонских памятниках и трудах Марвази, Аль Бируни, Махмуда Кашгари  неоднократно упоминаются исторические предания о священной земле «Отукен». Также интересна поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг, которая изображается как мирное место обитания племен, недоступное для врага. Долина со всех сторон окружена неприступными горами, и жизнь ее обитателей безопасна. В легенде отражена мечта народа о мирной жизни.

В VI-VIII веках на основе древних исторических сказаний развивалась исламская литература, отражавшая чаяния народа, его тяготение к свободе,  ненависть к иноземным завоевателям. Фольклор выражался и в прозаической, и в поэтической форме. Ранняя  форма народного творчества была представлена бытовыми песнями, связанными со свадебными и похоронными обрядами,  народным календарем, а также легендами, историческими преданиями, пословицами, сказками, загадками и поговорками.

Наряду с этим в VI-VIII веках в устном народном творчестве зарождались древнейшие традиции и поэмы эпической поэзии, обнаруженные в орхонских памятниках.  Элементы поэзии отражены в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, характеризующих события V-VII веков.  В надписи кюльтегина   дольно много метафор, эпитетов, которые потом стали традиционными, и передавались из поколения в поколение. К средней поэтической традиции относятся, например,  клички боевых коней Кюльтегина: «Ак-адман», «Ак-окиз», «Башгу-Боз», эпитеты «белый», «синий», «могучий», присущие орхонским текстам.

В надписи Кюльтегина сохранены мотивы родовой обрядовой поэзии (оплакивание покойного), которые позже перешли в эпос. У богатырей различные эпические имена: Арслан-юракли (с сердцем льва), Мойыншор Контери (с панцирной кожей), Елтуган-тутык (защитник народа). Общие синонимы богатырей – ер (богатырь), альп (огромный герой). Многочисленные поговорки и пословицы рассказывают о развитии народного творчества того периода, в которых представлены  культура, народная мудрость,  жизненный опыт трудового народа.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...