Среди тюрко-язычных племен Казахстана в VI-VIII веках сохранялась устно-поэтическая традиция, зародившаяся в более ранней эпохе.  Детали древней поэтической традиции... ОТКРЫТЬ ДАЛЕЕ

Семья, члены которой имели общую легенду о  происхождении и носили общее имя, представляла основную  социальную ячейку, но она ограничивалась рамками экзогамного родства. Семья являлась членом клана, объединенного сложной сетью отношений, поскольку экономические и географические условия не допускали изоляции. Безусловно, существовали и одиночки. Среди них были тюрки, отличающиеся магическими способностями, и,  изгнанные из группы, ведущие бродячую жизнь,  причем последние, как правило,  нищенскую. Позже эти отшельники стали известными личностями. Они пытались любым путем приобрести свою родословную, ссылаясь на древние узы, как на  кровные, так и,  обусловленные брачными отношениями. Также на брачные союзы, заключенные еще в детстве, кровное братство, то есть союз, в котором два человека, скрепленных клятвой,  обычно обменивались подарками, и в знак верности, надрезав руку кинжалом, пили кровь друг друга.

Но, индивидуальное существование было опасно, поэтому тюрки начали объединяться в федерации, которые потом превратились в империи. В тот период социальная жизнь была весьма изменчива. Вместо тотемизма, изначальной системы тюркского мира, и политемизма, в основе которого Небо было «пассивным божеством», появился династический тотем, который  стал Великим предком монотеизму с множеством богов,  а тамга превратилась в печать.

В империи действует иерархический принцип. У хуннов  империю возглавляет суверен,  шаньюй, а с эпохи жужаней – каган или хан.   Императрицу называли ханум или хатун, именно ей Пьер Лоти  написал свои «Очарования». Царственная чета получила от Неба жизненную силу или душу. При восхождении на трон чету представляют Небу, чтобы Оно признало свои создания.  Во время церемонии чету окружают беки, как члены привилегированного класса, отличающиеся склонностью к цивилизации, и которые, отдаляясь от народной массы, первыми через китаизацию приняли чужеземные нравы. Они носят титулы и возлагают на себя функции. Среди них ябгу, что равносильно «вицекоролю»,  являются самыми почетными, это старшие сыновья правителей, тегины были младшими сыновьями или братьями, или, в крайнем случае, родственниками императора. После правителей самыми важными были «шады». Затем следуют «тарканы», «чоры», «тутуки», «атаманы». Они являются сборщиками налогов, чиновниками, которых ненавидит народ, это подтверждает тот факт, что они представляют креатуру принца, но не организованное звено жизни племени.

В произвольном порядке титулы переходили по наследству, который зависел от выбора или от личных качеств. Зачастую братья ссорятся между собой, а их мирные отношения имеют первостепенное значение. Это подтверждают  примеры Бильге-кагана и Кара-Чурина, Бумына и Истеми.

  • Тюркские народы сформировались

    результаты

    Загрузка ... Загрузка ...